Художник в современном обществе

Мастерская. Загадочная атмосфера, где царствует таинственная красота. Стены увешаны пейзажами, портретами, натюрмортами, рисунками. На мольберте начатое будущее произведение. Кисти - как букет в вазе, палитра с чарующими красками. Невольно задумываешься: какое счастье быть художником! Когда же видишь полотна, запылившиеся на стеллажах и показывающие лишь «рёбра» рам и подрамников, тотчас спускаешься с романтических высот и задаёшься вопросом о нужности этих произведений, их социальном смысле. Ответ напрашивается неутешительный: зарождается мысль о невостребованности художника. Проблемы положения художников многогранны. Это совокупность всех предпосылок и обстоятельств, характеризующих жизненное пространство, в котором они существуют. Попробуем проанализировать мир художника в профессиональных и тесно связанных с ним социально-экономических аспектах. В наибольшей степени нас будут интересовать три проблемы: «Социальное положение художника», «Художник и заказчики», «Самосознание художника».
Социальное положение художника.
Долгие годы мы жили в обществе с централизованным управлением культурой. Государство выступало массовым заказчиком на искусство. Оно было необходимой средой для духовной жизни общества. Часто это приводило к излишней политизации и конъюнктуре. Существовали идеологический контроль, административные, моральные и другие табу. Но была и защита искусства, возвышающего человека, защита со стороны союза художников-профессионалов, где оценка творчества определялась качеством произведения, мастерством автора, его тяготением к определённым идеалам, приверженностью школе и традициям художественной культуры.
После распада СССР, с переходом общества к рыночной экономике нарушился привычный уклад жизни. На наши головы обрушилась свобода. Широта и многообразие мнений стали реальностью. Рухнули запреты и ограничения, но и многие опоры художественной жизни. Установились отношения, основанные на выгоде и престижности.
Появилась возможность показывать на выставках всё и всякого. Выставки, которые так необходимы художникам для творческого роста, стали в основном платными, и не каждый может это себе позволить.
Обретённая свобода подчинила художественное творчество рынку товаров, тем самым перелицевав искусство. Если раньше оно было подвержено конъюнктуре политической, то теперь - коммерческой. Оценку труда художника стали определять концепции, ориентированные на западное мировоззрение - стремление всё пересмотреть и сломать.
Это подарило нам героическую пору неоавангарда, взлёт необузданной фантазии и «мешок идей» (по выражению Маяковского), воспринимаемых больше как нигилистическое отвержение традиции, нежели творческая дерзость. Желание быть актуальным и востребованным по-своему объяснимо. Но поклонникам радикального следует помнить, что искусство - не рацпредложение, культура и искусство - среда непрерывная и целостная, не терпящая исторических провалов. Любое пренебрежение традицией разрушает их природу, ведёт к хаосу и краху.
С начала 1 990-х годов государственная власть оставила художника беззащитным перед стихией экономических катастроф, практически полностью лишила поддержки профессиональное изобразительное искусство.
Краткое испытание «свободой творчества» имело для художников куда более печальные последствия, чем долгий партийный диктат и административная узда «творческих союзов». Доказательство тому - низкий уровень произведений, наполняющих выставочные залы, а также жизнь художника на грани бедности, не говоря о вымирании тех, кто не нашёл силы приспособиться к возникшей ситуации.
История застигла творца в момент «дурного разнообразия» или «разнообразного однообразия». Произведение искусства стало ширпотребом. Коммерческая составляющая перепутана с их художественной ценностью. Отчётливо просматривается духовная, культурно-историческая разнородность - вплоть до раскола среди художников и среди тех, кто оценивает искусство.
В сложившейся ситуации трудно набросать портрет современного художника и определить его место в общественной иерархии. Привычное представление о стиле жизни и творчестве художника - это либо гений, возвышающийся над всем обыденным, непонятый и одинокий, либо честный ремесленник, живущий в полном согласии со всеми, как в старые добрые времена, несколько наивный, но чистый душой и помыслами. В социальном смысле художником считается тот, кто имеет профессиональное образование, владеет художественным мастерством и занимается искусством.
Сами художники всегда называли своё ремесло благородным, интеллектуальным, всячески отстаивали особое положение в обществе и право на автономию в жизни и творчестве. Говоря словами Л. Н. Толстого, «художник - это человек, который видит то, что не видит никто, но что насущно и важно знать всем». Выражаясь философски, художник - это создатель новой реальности, в чём-то похожей на сотворенную природой, но обладающей правом на самостоятельное существование. Однако социальная среда во многом определяет условия его создания, а потому довольно жёстко влияет на результат. Это показывает высокую степень зависимости искусства от общественных явлений, его обусловленности социологическими факторами.
Сегодня художественное творчество протекает в весьма тяжёлых условиях. Однако есть художники, имена которых у всех на устах, они постоянный предмет внимания СМИ. У них свои игры, интересы и связи с «сильными мира сего». Госзаказы, которых довольно мало, выполняются в основном этими авторами. Это обстоятельство, кстати, позволяет определить принадлежность конкретного художника к тому или иному социальному слою. Нас, правда, больше интересует, как выжить и остаться в творчестве всем остальным.
Ряд этих проблем порождён отсутствием законодательной базы, определяющей основы деятельности творческих работников и профессиональных союзов. В частности, это проявляется в том, что нормы и правовые механизмы к творческим работникам применяются, как к предпринимателям, что усугубляет и без того непростое материальное положение художников и не соответствует характеру их труда. Без поддержки государства как субъекта власти и права, без создания системы экономических, правовых и иных условий, способствующих сохранению и развитию художественной культуры, невозможно что-либо изменить к лучшему в нынешнем положении вещей. Однако какие бы мы ни возлагали надежды на государство, без усилий общественности и самих художников ситуацию к лучшему не изменить.
Художник и заказчики.
Тема актуальная, противоречивая и не урегулированная. Доходы художников складываются главным образом от реализации произведений (товара). Выплачиваемые суммы косвенно свидетельствуют об отношении заказчиков к художникам и их творениям. Эти доходы определяют уровень жизни мастера и его возможности заниматься творчеством. Единственная по-настоящему сложная проблема в творческой карьере многих художников - неумение конвертировать свои творения в материальный достаток, поскольку их интересы больше направлены на самовыражение, самоутверждение в профессиональной среде и признание общественностью.
Когда речь заходит о выполнении заказных работ, довольно часто затрагивается проблема нравственности. В разговорах, на выставках присутствует стыдливое разделение искусства на «коммерческое» и «некоммерческое». Можно услышать, что истинно творческий человек ради денег ничего не делает. Обычно так говорят те, у кого нет заказов или есть другие источники доходов. Всё это похоже на желание «оправдаться». Ведь результат зависит не от того, работает художник ради заработка или нет, а от отношения к себе и своей профессии.
Микеланджело выполнял много частных заказов и был весьма состоятельным человеком. Но, главное, он мог сделать то, на что не способен никто другой. Ещё одно распространённое явление. Показывая работу коллегам, художник говорит, что это «заказная работа», он делал её, учитывая капризы клиента, а значит, качество работы на совести последнего. Но именно художник ответственен за качество своего творения. Разговор о бездуховности в заказных работах бессмыслен. Ведь массовый заказ на живопись в Нидерландах не помешал появлению Рембрандта, Рубенса, Брейгеля и других великих мастеров. Это не мешало и советским художникам, выполнявшим заказы, создавать шедевры - ныне золотой фонд отечественного изобразительного искусства.
Большинство художников готовы выполнить любой заказ, даже если он противоречит их собственным вкусам. И это для того, чтобы хоть как-то содержать себя и/или семью.
Придётся признать, что рынку выгоден неблагополучный художник, ведь он дёшево стоит. В случае его смерти тут же появляется дилер, который за мизерную плату покупает у потомков все творения мастера, которые потом приносят новым владельцам немалый доход. Таким образом миру является неизвестный талантливый автор. Искусствоведы с готовностью заявляют, что он предложил «свежий», «неожиданный» взгляд на мир. Кем и как определяется критерий оценки произведений? В истории искусства немало примеров, когда не только судьбы отдельных художников, но и изобразительное искусство конкретного периода зависели от вкуса социальной элиты - основных заказчиков. Равновесие между «спросом», исходящим от заказчика, и «предложением» художника определяло эстетические нормы общества, которые становились художественным языком на определённое время. В последующем они получали название барокко, классицизм, академизм, импрессионизм, соцреализм...
Каждая эпоха предлагает свой вкус обществу в качестве единственно правильного критерия. Путь от «вкуса» до «стиля» лежит через моду, которая обычно решает, что будет, собственно, с искусством. При этом «мода на искусство» или же «мода на художника» часто не связана с качеством произведений. Свидетельство тому - множество имён, отвергнутых современниками, но признанных потомками и даже ставших новыми классиками. Так что успех не всегда сопутствует профессионалам. Кроме того, бывало, что публику больше интересовали не произведения, и даже не их содержание, а личность автора. В России почему-то больше любят непризнанных, обиженных, гонимых. Впоследствии многие из них, используя это, преуспели. Давно известно, что миром правят большие деньги. Главной идеологией современности стала возможность «продать», а ориентиром - деньги, деньги, деньги... На эту тенденцию работают различные организации, изучающие человеческие слабости, чтобы навязать желания, которых у людей нет. У вовлечённого в этот круг, появляются новые потребности. Таким образом создается мода. Допустим, есть художник, рекламодатель, менеджер, который руководит процессами, и некий оплачивающий всё «олигарх». В результате появляется новый «гений». Его вещи, не имеющие отношения к искусству, навязываются так активно, что постепенно начинают нравиться публике. Такие технологии дельцов от искусства, принося прибыли им, наносят ущерб нашей духовности. Торговля искусством в салонах и галереях недостаточно развита, нестабильна и хаотична.
Теперь несколько слов о поставщиках заказов. В начале 1990-х годов покупателями русского искусства были в основном иностранцы. После введения высоких пошлин этот источник почти иссяк. Если прежде развитие изобразительного искусства в России во многом зависело от нужд церкви или политической идеологии, то сегодня -от «новых русских», этого особого «малого народа» в огромной стране. Об их невежественном вмешательстве в профессиональные дела можно говорить бесконечно. Ведь им кажется, что все вокруг -их слуги. Они не различают скульптора и каменотёса, художника и маляра, охранника и домработницу, раз они платят, значит, имеют полное право поступать, как заблагорассудится. Можно, конечно, утешать себя тем, что, упомянутые проблемы - всего лишь каприз времени, и в зримом будущем сформируется цивилизованный стабильный рынок. Однако будем реалистами. Положение, вероятно, не улучшится до тех пор, пока в стране не появится прослойка независимых собственников (средний класс), которые смогут позволить себе приобретение художественных произведений по доступным для них и в то же время достойным для художников ценам. Таким образом, художественный рынок в сегодняшней России можно представить как ряд отдельных, почти не пересекающихся миров, каждый из которых имеет свои вкусы и ориентиры, потребности и возможности их удовлетворения.
Самосознание художника.
Самосознание - это сознание и оценка человеком собственных целей, интересов, возможностей, а также своего места в обществе. Для самосознания художника характерны не только поиск индивидуальной манеры исполнения произведений, собственных средств художественного выражения, своего «почерка» в искусстве, но и стремление к независимости по отношению к заказчикам и понимание специфики творческого труда. Заинтересованность художников в общественном внимании, признании современниками, известности, наконец, - неотъемлемая часть их самосознания. Всё это поднимает престиж мастера и, что важно, влияет на его материальное благополучие.
По типу самосознания сообщество художников условно можно разделить на четыре группы:
- одиночки, возвышающиеся над повседневностью, люди удачливые благодаря не столько таланту, сколько умению чувствовать конъюнктуру, близкие к власти и практически во всём солидарные с ней;
- профессионалы, дорожащие корпоративными традициями, семейными и клановыми связями;
- художники, руководствующиеся благоразумием, с неизбежной в данном случае предусмотрительностью, бережливостью, основательностью и добросовестностью;
художники, которым свойственно уничижительное самосознание, однако и они не лишены чувства собственного достоинства. К ним относятся те, кто потерял былое благополучие в обществе, и те, кто никак не может приспособиться к реалиям современной жизни. В поисках признания и заработка художники вынуждены жёстко ориентироваться на вкусы клиентов и неуклонно следовать за их изменениями. Произведения становятся своеобразным барометром, состояния современного изобразительного искусства. Сравним самосознание современного художника и представителей художественной элиты Ренессанса. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» приводит историю о Донателло. Генуэзский купец, заказавший у него портрет в бронзе, посчитал, что мастер запрашивает лишнее, так как работал он немногим более месяца. Генуэзец, привыкший платить ремесленникам за материал и затраченное время, упорно настаивал на своём. Тогда Донателло выбросил голову на улицу, где она разбилась на куски, презрительно сказав, что «купец, по всему видно, привык торговать бобами, а не статуи покупать». И хотя купец предложил художнику двойную цену за повторение произведения, Донателло категорически отказался. Здесь произошло столкновение менталитетов. Купец не был бы купцом, если бы не пытался торговаться, художнику же такая ситуация показалась оскорбительной. О высокой самооценке Донателло свидетельствуют и другие авторы. Например, Анджело Полициано приводит услышанный им рассказ о том, как мастер отвечал отказом на неоднократные предложения патриарха явиться к нему, заявив: «Передайте патриарху, что я не хочу к нему идти и что я в моём деле даже больший патриарх, чем он в своём». Современник Донателло живописец Франческо Коса в письме к герцогу феррарскому Борсо д' Эсте довольно настойчиво просил увеличить плату за росписи в палаццо Скифаноя, аргументируя это тем, что не только выполнил самую значительную часть фресок, но и имеет имя, прочную репутацию, в отличие от других мастеров. Герцог, установивший единую для всех норму оплаты за каждый квадратный фут росписи, отказал Косе, написав на его послании: «Пусть довольствуется назначенным гонораром». Вспоминается фраза, адресованная художником Граффионе властителю Флоренции и покровителю искусств Лоренцо Медичи: «Эх, Лоренцо, не деньги делают мастеров, а мастера - деньги».
Ещё один поучительный пример.
По новелле Банделло, Леонардо да Винчи при создании знаменитой фрески «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане порой подолгу не притрагивался к кисти, обдумывая работу. Затем мастер трудился с утра до вечера, а нередко почти через весь город прибегал в монастырь, чтобы добавить несколько мазков. Эту тему продолжил Вазари в жизнеописании Леонардо да Винчи. Он рассказывал о недовольстве настоятеля монастыря, наблюдавшего, как мастер иной раз полдня проводил в размышлениях. Настоятелю хотелось, чтобы художник работал подобно садовникам, он пожаловался миланскому герцогу. Леонардо удалось убедить обоих, что «возвышенные таланты иной раз меньше работают, но зато больше достигают, когда они обдумывают свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые лишь после этого выражаются руками, воспроизводящими то, что однажды было рождено в уме».
Итак, самосознание формируется самим художником по критериям, задаваемым социумом, но иногда и вопреки ему. Отсутствие квалифицированной оценки труда художника социумом, тем более непонимание, непризнание его как личности и как профессионала уничтожает его морально и порой физически.
Художнику-творцу было трудно во все времена. Задача статьи - понять, что произошло с изобразительным искусством, с художником в постсоветской реальности, а не судить и тем более не выносить приговор реальности. Люди разные. Одни, как бывает всегда, что-то ненавидят, другие любят. Как заметил Оскар Уайльд, «только ведущий аукциона способен одинаково и беспристрастно восхищаться всеми школами искусства».
Любой исторический период диктует и создает своё. Искусство это или нет, становится ясно по прошествии времени. И как бы ни сложилась творческая судьба каждого отдельного художника, мода проходит, вкусы меняются, всё в жизни когда-либо уходит в «приятное прошлое», искусство же остаётся. Как писал римский историк Тацит (около 55-117 годы нашей эры), «потомство воздаёт каждому по заслугам. Тем больше оснований посмеяться над недомыслием тех, кто, располагая властью в настоящем, рассчитывает, что можно отнять память у будущих поколений».
А пока будем радоваться, что можем творить и участвовать в выставках по мере возможности, ведь есть и всегда будут ценители искусства, которым нужны наши произведения.

Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только при наличии предварительного согласования с автором работ и наличии прямых ссылок на сайт Торговый дом Сиювель
Вверх
Свернуть/Развернуть