Хотите прикоснуться к изобразительному искусству?

К жизни привыкнуть нельзя. Жизнь необыкновенна. Жизнь не только биологический феномен, а вся действительность – земля, небо, вода, природа, человеческий труд и его плоды, социальная сущность жизни, ее радости и страдания, ее прошлое и настоящее, и с таким трудом каждодневно добываемое будущее. Будущее, побыв короткое время настоящим, тоже когда-то станет прошлым. Ведь прошлое – это бывшее будущее. К прошлому надо относиться с глубоким уважением и интересом.

Прошлое напоено мечтой, взращено ею. Созидание всегда оптимистично. Все вокруг нас создано мечтой о лучшем. Все это можно назвать прогрессом. Но мне больше нравятся слова Луки из горьковской пьесы «На дне»: «Для лучшего живет человек, для лучшего». Жить для лучшего – миссия человеческой жизни.

Самое удивительное «изобретение» природы – человек. А одно из самых удивительных его изобретений – искусство, смысл которого в образном, художественном отражении мира, самого человека, его свершений, его души и страстей. Искусство – творческая реакция человека на чувственные, интеллектуальные потрясения в общении с действительностью, природой и социальной средой. Отражение социальных и нравственных идей, поэтическое свидетельство своего времени.

Виды искусства разнообразны. Литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура… Через искусство идет познание действительности. Понимание приносит удовлетворение, изумление перед красотой, разнообразием, изобретательностью…

Посмотрите, как прекрасен растительный мир. Неприхотливые полевые и лесные цветы, а какая пластичность линии, какая жесткость конструкции при кажущейся хрупкости. Как любит природа симметрию. Если посмотреть на любую былинку через увеличительное стекло, то можно увидеть невероятную упругость, изящество и завершенность линии. Прибавьте разнообразие фактуры, массы, веса и цвета.

Иногда охватывает паника, когда пытаешься написать с натуры простейший пейзажик, какую-нибудь лужайку с елочкой. Трудно бывает удержать его в сознании, он все время меняется, дразнит. Хочется написать все, что я вижу, а это невозможно. Можно написать образ лужайки с елочкой. А этот образ подсказывает чувство, возникшее от созерцания пейзажа, глубокого понимания материальной структуры данного кусочка природы.

Чувства трудно анализировать, им можно подчиниться или нет. А вот пониманию структуры, системы нужно научиться. На помощь придет сама природа. При всем разнообразии ее форм природа системна. Она любит аналогии. Аналогия же ключ к пониманию общего через частное. Если поняли структуру одной сосны, легче будет нарисовать сосновый лес. Нарисовав и поняв строение кошки, вы научитесь рисовать тигра или льва. Важно научиться видеть форму объекта. А форма – это система масс и их пропорциональное соотношение.

Ну а если говорить о портрете? В неуловимых чертах лица человека непостижимым образом порой выражается вся его сущность, весь характер, даже судьба. Уметь увидеть и передать это – великая честь и счастье.

Нас окружает бесчисленнее множество вещей. Это плоды второй природы – человеческой деятельности. Каждая вещь рассказывает о времени, нации, культуре, вкусе или безвкусице, о социальной принадлежности, привычках ее владельца. Вещи – те же памятники своей эпохи. Натюрморт дает прекрасную возможность для спокойного, длительного изучения духа предмета и его законченного воплощения, для воспитания чувства предмета. А чувство предмета понимание его роли в жизни общества и отдельного человека чрезвычайно важны. От вещей расходятся круги ассоциаций, как круги на воде – все больше, все шире…

Ваше воображение должно уметь рождать эти круги жизни. Сочиняйте о вещах легенды, населяйте их судьбами, ведь они так много видели, так много помнят. Научитесь слышать шепот вещей. Постарайтесь увидеть руки, которые их держали, губы, которые пили из этой чашки с отбитой ручкой.

Сочините повесть о корзиночке, которая валяется на шкафу. Станьте драматургом в этом театре вещей, и рисование приобретет совсем другой смысл. Из скучного, пассивного срисовывания превратится в увлекательный, активный, творческий процесс, когда вы научитесь видеть главное в предмете, его суть, его «душу». Вам будет интересно жить.

Одна из важнейших проблем в изобразительном искусстве – передача пространства. Что это такое? Умение «строить» глубину, ощущение пространства на плоскость вашей картины, и в ней размещать объекты композиции. Помните, что расстояние между предметами, пространство перед предметами или за ними – это такая же реальность, как и сам предмет. Пространство вполне конкретно, изобразимо и является составной частью, средой вашей композиции. И в трехмерной среде размещается тот или иной мотив вашей работы.

Здесь все зависит от тона предметов, их касаний друг к другу и к пространству. Играет роль и перспективное сокращение, но оно может быть искажено неверным тоном или касанием. Один из парадоксов живописи – изображение трехмерного пространства на двухмерной плоскости.

Немного о цвете. Это капризный вопрос. При всем его колоссальном эмоциональном потенциале, огромной силе воздействия и в умелых руках – «боге» красоты он неоднозначен в восприятии людей. Физиологический механизм цветовидения у разных людей неодинаков.

Работа с цветом требует развитого или врожденного эстетического вкуса. Умение сочетать разные цвета-краски в гармоничную картину, пользоваться всей палитрой, всем спектром – очень большой дар, и довольно редкий.

Особенно важно художнику видеть слабые цвета, так называемые тонкие отношения, цвета неприметные, неброские. Но именно они и создают музыку живописи. Сильные определенные, яркие цвета, словно убивают, заслоняют собой скромников. А без них живопись будет грубой или бедной.

Есть известный опыт в цветоведении, наглядно демонстрирующий силу взаимовлияния слабых, как бы разреженных цветов. Окрасьте четыре небольших бумажки в желтый, красный, зеленый и синий цвета. Сделайте из матово-черной бумаги какой-нибудь силуэт в 5-6 см. Возьмите тонкую папиросную бумагу величиной немного больше конверта. Положите черный силуэт на желтую бумажку и прикройте этот «бутерброд» папиросной бумагой в 1-2 слоя. Силуэт сделается синеватым. На красном фоне – зеленоватым. На зеленом – розоватым. А на синем – желтоватым. Папиросная бумага ослабила их силу, и цвета тотчас начали взаимодействовать. Черный цвет стал под папиросной бумагой сереньким. На слабом синем он пожелтел, становясь дополнительным к фону.

Конечно, все правила и законы лишь подспорье и сами по себе ничего определить в реалистическом искусстве не могут. Определяют мысль, сила чувства, душевное волнение, рожденные в нас этим невероятно фантастическим миром. Любите мир, любите жизнь. Не становитесь равнодушными. Рассмотрите получше нашу планету, - на ней все интересно, от коробка спичек до вершин Памира. От детского рисунка до творения Микеланджело. Художнику никогда не бывает скучно, ведь к жизни привыкнуть нельзя.

А главное помните, что возраст не помеха. Вспомните знаменитого французского актера Жана Маре, он перестал сниматься в фильмах в довольно пожилом возрасте, но, увлекшись живописью, добился и здесь значительных результатов. Творческих вам успехов!

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только при наличии предварительного согласования с автором работ и наличии прямых ссылок на сайт Торговый дом Сиювель
Вверх
Свернуть/Развернуть